Метаанализ более чем 600 научных работ показал, что образование продлевает жизнь независимо от возраста, пола, места жительства и социально-демографических факторов. Однако механизмы связи все еще остаются непонятным.
Также на тему Как ипохондрия влияет на продолжительность жизни
Новое исследование влияния образования
Специалисты из Школы общественного здравоохранения имени Джозефа Мейлмана при Колумбийском университете, а также из других медицинских и исследовательских центров США, Норвегии и Великобритании решили изучить, способно ли образование способствовать долголетию людей.
В новом исследовании ученые использовали данные Framingham Heart Study, долгосрочного исследования сердца среди жителей Фремингема, штат Массачусетс, которое стартовало в 1948 году и уже охватило три поколения.
Исследователи были знакомы с влиянием генетической и социальной наследственности на уровень образования и влиянием этих факторов на скорость старения. Поэтому в своей работе они решили изучить связь между образованием, биологическим старением и смертностью.
Всего были рассмотрены данные 3101 участника Framingham Heart Study. Уровень образовательной мобильности (то есть разницу в образовании между родителями и детьми) определяли, сравнивая данные представителей разных поколений. Кроме того, к геномным данным участников, полученных из их крови, был применен алгоритм DunedinPACE, который позволяет оценить скорость биологического старения. Исследователи также учли статистику по смертности и продолжительности жизни участников.
Образование замедляет старение и способствует долголетию
После объединения и анализа этих данных, ученые пришли к выводу, что образование может замедлить старение. Так, каждые два дополнительных года обучения по сравнению с родителями замедляли темпы биологического старения у участников на 2 – 3%. Это, свою очередь, приводило к снижению риска смерти примерно 10%.
Связь между высоким уровнем образования и улучшением здоровья пожилых людей была похожей в разных поколениях и сохранялась при сравнении детей из одной семьи. То есть, братья и сестры с более высоким уровнем образовательной мобильности, в среднем, старели медленнее и были здоровее, чем их менее образованные братья и сестры.