Психологи выявили четыре вида психологической готовности ребенка к школе: личностно-социальная, эмоционально-волевая, и интеллектуальная и мотивационная. Объясняем, что родители могут сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе.
Как помочь ребенку приспособиться к новому месту: советы психолога для переселенцев
Личностно-социальная готовность
Личностно-социальная готовность состоит в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно детям выполнять задачи, требующие совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще всего этот симптом выражен у "домашних" детей, никогда не посещавших детский сад – у этих детей минимальный опыт с разрешением конфликтных ситуаций и принятием общих решений.
Что делать родителям
У малыша на момент поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, детской площадке, магазине и т.д. Не забывайте, что малыш будет жить в коллективе, поэтому старайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт "выживания в толпе".
Эмоционально-волевая готовность
Занятия для дошкольников и настоящие уроки – это разные вещи. Если первые – обычно игра, то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и интересным. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочется, но и то, что нужно и не бояться трудностей и умения решать их самостоятельно.
Что делать родителям
Эти качества поможет развить игры с четкими и важными правилами (шахматы, шашки, домино). Ведь именно такие игры учат спокойно ждать своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми. Это позволит им легче сдерживать свой порыв подняться и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого отведено время.
Интеллектуальная готовность
Речь идет не об умении читать и писать, а о чем-то большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с детства – еще с тех пор, когда малыш с интересом играл погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик нет .
Что делать родителям
Если вы не сдерживали исследовательский интерес ребенка, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось понять на собственном опыте. Учите сына или дочь самому искать ответы на свои бесконечные "почему" и выстраивать причинно-следственные связи - одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- в школу;
- учителя;
- к обучению;
- к себе.
Что делать родителям