Тайм-менеджмент — это умение эффективно контролировать и управлять своим личным временем, способность сортировать, что является главным и требует решения в первую очередь, а что — второстепенное и можно перенести на несколько часов вперед.
Заблаговременное планирование
Психологи советуют для эффективного выполнения задания записать его на бумаге. Ведь когда вы работаете со списком запланированных задач — увеличиваете производительность своего времени на 25%.
Результативной будет привычка записывать свой план задач на завтра вечером, перед тем как ложиться спать. Работайте с этим списком в течение всего дня: как только появится какое-то новое задание — впишите его в этот же перечень учитывая его приоритетность по сравнению с ранее записанными делами. А когда успешно справитесь с конкретной задачей — обязательно вычеркивайте ее из списка. К тому же, сложную работу лучше разделите на несколько подзадач — не хватайтесь за нее полностью.
"Копия" себя через 5 лет
Тайм-менеджмент, точнее управление тем, как отметила в комментарии сайту "24" психолог, автор методик по анализу жизни и развития навыков Ирина Оксенюк, это не только фишки самоорганизации, а стиль осознанной жизни, когда вы оптимизируете свои привычки и ресурсы так, чтобы успевать делать не просто больше, а самое важное и испытывать при этом удовольствие от жизни.
Чтобы научиться управлять временем, которое есть в своем распоряжении, нужно комплексно подойти к этому вопросу: переосмыслить свои жизненные ценности, определить слабые стороны и принять их, работать над ними и развивать новые полезные привычки, чтобы оптимизировать силы и ресурсы, подчеркивает психолог.
Следующий шаг, по словам Оксенюк, — определиться с делом жизни или профессиональной реализацией на данном этапе. Затем необходимо построить стратегическое направление — увидеть свою усовершенствованную копию через 5 лет. Тогда освоить самоорганизацию, менеджмент времени: как правильно ставить цели и расписывать их, учитывая риски и потенциальные изменения, изучать различные техники, которые учитывают физиологию, работу мозга и увеличивают эффективность. И только тогда приступать к планам на неделю и непосредственно день.
Как это работает?
Когда человек знает свое стратегическое направление (кем хочет стать через 5 лет, что уметь, с кем общаться и где побывать — это минимум), он не тратит время на несущественные вещи, умеет отказать тому, что не приносит результата или восстановления сил (истинную радость), так как скорее распознает возможности и то, что ему на самом деле нужно.
Это то, что я называю осознанной жизнью: каждая встреча, каждое действие, каждая покупка — вы знаете, зачем это вам и насколько это наблизит вас к мечте. Вы можете сказать, что отдых тоже нужен и он не приносит конкретного результата. Как это не приносит? А восстановление ресурсов? Если ваш отдых — это действительно отдых: сон, вкусная еда, смех в компании близких или познание нового,
— отмечает Оксенюк.
И замечает: это может звучать как волшебное заклинание, но именно так это работает. Подумайте сами: если вы ставите реальные цели и они истинно ваши, не навязанные близкими или окружением, то мотивация их достижения отпадает сама собой. Конечно же нужен план, который включает изучение ситуации (все, что вам нужно знать, уметь для реализации своей цели), опыт других и ежедневные маленькие шаги.
Эмоции — на бумагу
Для того, чтобы выпустить пар или высвободить эмоции, объясняет Оксенюк, используйте спорт или техники написания писем, выписывайте "недовольство" на бумагу. Помните: вы ничего никому не должны, кроме себя и не обязаны что-то доказывать кому-либо, кроме самому себе. Единственный человек, с кем стоит сравнивать себя — это вы в прошлом и вы в будущем.
Единственный вопрос, который стоит задавать себе каждый вечер перед сном — сделал ли я максимум, чтобы приблизиться к своей цели? Единственное, что стоит говорить себе утром — сегодня мой лучший день, который возврату и обмену не подлежит. Делайте только то, что вы любите, а если не можете любить, то меняйте свою деятельность,
— подчеркивает Оксенюк.
Управление своим временем — это в первую очередь знать, на что именно хотите его использовать с удовольствием.
Фильтруйте информацию
Чтобы не перенасыщать свой мозг огромным количеством ненужной информации, а также не тратить на нее свое драгоценное время — учитесь выбирать наиболее подходящую, полезную информацию и отсеивайте ненужное.
Учитесь бегло изучать и пробегать глазами по страницам всемирной интернет-паутины, не читая все подряд от начала и до конца.
Чем больше и быстрее вы будете выполнять несколько задач одновременно — тем хуже их сделаете. Поэтому не переходите к новому заданию, пока полностью не сделаете старое. Расставляйте приоритеты. Отсортируйте по важности и срочности определенные задачи. Не тратьте большую часть своего времени на мелкие и ненужные дела.
"Лягушка на завтрак"
Успешный бизнесмен, автор книг и аудиопрограмм на тему бизнеса Брайан Трейси "лягушкой" называет сложные дела, с которыми нужно справиться в течение дня. Когда вы их постоянно переносите то на 1 час, или вообще на вечер — сами себе создаете неприятное эмоциональное напряжение, с которым ходите весь день. Поэтому, считает Трейси, свой день следует начинать с самых сложных задач — и день пройдет легко.
Собственные биочасы
Если внимательно к себе присмотреться — вы сможете определить свои биологические часы (биоритмы), чтобы понять, на какие часы приходится пик вашей активности. Именно в это время стоит приложить максимум усилий, чтобы решить трудные задачи, так как в этот период вы полны сил и энергии. Старайтесь в свой пик активности успеть как можно больше, поскольку в другое время работоспособность будет ниже.
При этом не забывайте брать для себя заслуженный выходной день. Это также важный фактор для эффективного управления временем. Когда человек отдыхает — ресурсы организма постепенно восстанавливаются. Поэтому, даже когда вы отдыхаете и восстанавливаете свои силы — все равно занимаетесь тайм-менеджментом.
Читайте также: Зона комфорта: как изменить жизнь — пять простых шагов