Самым распространенным вариантом оплаты лечения на сегодня является схема "оплата за визит к врачу из собственного кармана". Чтобы избежать прямых финансовых затрат, можно обратиться в частную страховую компанию, заплатить средства и застраховать себя или свою семью. Однако стоит это недешево и к тому же – это добровольно.
Добровольное медицинское страхование, как основной метод финансирования расходов на охрану здоровья, ни в одной стране мира не является основным. Даже в США оно там занимает 34% всех расходов на медицину,
– отметил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.
Поэтому, говорит он, полагаться на частное страхование не стоит. Зато цивилизованные страны ввели механизм государственного (национального) медицинского страхования. Которое с 2017 года хотят внедрить и в Украине.
Что выберет Украина?
Все модели страхования в мире, по словам чиновника, построенные на трех китах. Первый – обязательный сбор средств. Второй – эти средства должны где-то накапливаться, чтобы в случае болезни их использовать. Третье – оплата услуг в том случае, если человек обращается в медицинское учреждение. Эти три составляющие есть в каждой стране, где существуют национальные модели страхования, но организованы они по-своему.
Для Украины самым оптимальным вариантом является использование общих налогов как инструмента сбора взносов с граждан. Плюс в том, что их платят все люди.
Чем хороши общие налоги? Их платят все люди, просто покупая вещи. Когда вы ехали на общественном транспорте, вы оплатили общий налог, потому что в билет на автобус входит акциз на бензин. В том числе общие налоги платит и теневой сектор, потому что он тратит заработанные средства,
– пояснил Ковтонюк.
Сейчас эти взносы идут в бюджет, добавил он. Поэтому такой механизм финансирования медицинского страхования уже работает без потерь ресурсов и времени. Кроме того, это справедливо покрывает 100% людей.
Как будет оплачиваться услуга?
Оплаты за страховой случай за конкретного пациента в Украине на сегодня не существует. Поэтому, подчеркивает Ковтонюк, в Минздраве хотят создать так называемого "оператора бюджетных средств", а конкретнее – "Национальную службу здоровья", которая будет иметь статус центрального органа исполнительной власти. Эта служба не будет владеть "своими" деньгами, она будет использовать аккумулированные в бюджете средства как страховщик. А именно: заключать контракты с медицинскими и частными учреждениями, контролировать качество предоставления услуг, собирать и анализировать данные.
То есть нам нужно сделать две новые вещи: первое – создать, собственно, эту Национальную службу здоровья, второе – научиться платить учреждениям за услуги, а не доплачивать стоимость расходов,
– отметил заместитель министра здравоохранения.
Именно агентство обеспечивает функционирование принципа "деньги идут за пациентом".
Как это будет работать?
Сначала медицинское страхование будет введено в первичном звене медицинской помощи. Каждый пациент выбирает себе семейного врача, терапевта или педиатра и заключает с ним соглашение, где четко определяется объем гарантированных медицинских услуг. Следовательно, доход семейного врача напрямую будет зависеть от количества сделок, заключенных с пациентами. Таким образом, агентство на основании этих данных обеспечивает оплату врачу за каждого пациента.
Сколько Агентство будет платить за одного гражданина?
В тарифе за каждого пациента учитываются коэффициенты риска по полу и возрасту (дети, женщины, пенсионеры). Поскольку работы с такими пациентами больше, то и тариф за них существенно выше. Например, коэффициент на детей до года будет как минимум вдвое выше коэффициента средней группы пациентов – в возрасте от 18 до 39 лет. В среднем семейный врач будет получать от агентства 210 грн за одного пациента.
Какие мифы существуют?
Миф 1. Людям нужно покупать страховой полис. Это утверждение неверно, ибо в системах государственного медицинского страхования полисы покупать не надо, подчеркивает Ковтонюк. В предложенной системе действует простое правило: человек "покрывается" национальной медстраховкой не потому, что купил полис, а потому, что является гражданином Украины.
Миф 2. Есть счет или карточка, на которые нужно делать взносы. Нет, это не страхование, это накопительная система. Такой механизм в Украине не вводится.
Миф 3. Изображенная модель – надуманная. На самом деле, объясняет заместитель министра здравоохранения, эта модель – одна из наиболее распространенных в мире моделей национального медицинского страхования. Аналогичная модель (налоги-бюджет-агентство) действует в Великобритании, Скандинавии, Италии, Испании, Канаде и показала свою высокую эффективность. Также эта модель рекомендуется ВОЗ для внедрения в странах, которые развиваются.
Эту модель государственного медицинского страхования мы адаптировали к украинским реалиям, но сам принцип мы брали с британской системы, которая базируется на общих налогах,
– уточнил Ковтонюк.
Хорошо это или нет?
Главное здесь то, что риски будут выравниваться, считает председатель совета общественной организации "Ассоциация медиков Революции Достоинства", Андрей Гук. О чем речь? Есть люди, которые болеют меньше и соответственно реже обращаются за медицинской помощью. Пожилые люди посещают врачей чаще. Если мы организуем систему таким образом, что будем точно знать стоимость лечения в том или другом учреждении здравоохранения, тогда мы получим возможность эффективно использовать средства, заключая соответствующие контракты с теми или иными больницами.
Что такое страховой случай? Он имеет начало и конец, имеет выраженную свою стоимость. Пока это все размыто. Мы считаем дальше сколько у нас кроватей, больниц, медработников, а не сколько и какой медицинской помощи предоставлено пациентам,
– отметил он.
По мнению Елены Беденко-Зваридчук, глава Комитета по медицинскому праву Ассоциации юристов Украины, для того, чтобы вводить страховую медицину нужно принять несколько больших шагов. Во-первых, инвентаризация всех учреждений охраны здоровья Украины на наличие материально-технической базы. Во-вторых – кадровый потенциал. Потому что для страховой модели очень важно: первое, чтобы мы понимали, что в нас есть, второе – был прозрачный прайс на услуги. Третье – человек должен осознавать, как это работает. Потому что у нас пациенты могут иметь страховку и не знать, что она покрывает.
Следовательно, условия для запуска медицинского страхования планируют создать одновременно по всей стране. Причем успех в каждом регионе будет зависеть от усилий местной власти. В то же время Минздрав разрабатывает дорожную карту и четкий перечень требований, для того, чтобы агентство начало заключать контракты с практиками первичного звена медицины. А в тех регионах, которые выполнят эти условия первыми, люди почувствуют разницу быстрее других.
Читайте также: Украинцы самостоятельно будут выбирать врача: какие новации ждут медицину