Электронная медицина: как это будет работать и когда
Медицинские реформаторы представили украинской общественности первый вариант системы электронной медицины. В перспективе она сможет избавить нас всех от излишней бумажной волокиты, упростит отношения между врачом и пациентом и даст возможность отслеживать, за какие медицинские услуги получены деньги.
Для начала ее планируют внедрить на первичном звене оказания медицинских услуг.
В прошлом году в Министерстве здравоохранения заверили, что каждый этап медицинской реформы будет сопровождаться внедрением электронной системы здравоохранения. Простыми словами – это переход от бумажных к электронным документам и процессам взаимодействия. И 6 апреля представители Минздрава и экспертных организаций официально презентовали демонстрационную версию первых составляющих eHealth. Ее задача – наглядно показать медучреждениям, врачам и пациентам логику будущих электронных сервисов для запуска реформы первичного звена медицины в Украине.
Читайте также: Семейный врач: что вам следует знать о новациях в украинской медицине
Что такое электронная медицина?
Это деятельность с использованием электронных информационных ресурсов в сфере здравоохранения и обеспечение оперативного доступа медицинских работников и пациентов к ним. Еще проще говоря – это когда на смену бумажным справкам, картам, выпискам и другой медицинской документации придет единая электронная база, пользоваться которой смогут в каждом медицинском учреждении. Отпадет необходимость носить справки из одной поликлиники в другую и искать выписки, например, о прививках, – все это будет внесено в базу.
Е-медицина – относительно новое понятие. Такие системы внедрены в отдельных заведениях, в частности, в США. Общенациональной электронной системы здравоохранения пока не имеет ни одна страна мира. И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун верит, что Украина сможет стать первой в мире в этой сфере.
Читайте также: Новое в медицине: как будут страховать здоровье украинцев
Что изменит электронная медицина?
Конечная цель, по словам заместителя министра здравоохранения Павла Ковтонюка, – чтобы все отношения в здравоохранении происходили без бумаги. По мнению чиновника, все участники процесса будут только в выигрыше.
Врачам система в разы упростит отчетность и уменьшит количество заполнения бумаг. Ведь сейчас они вручную заполняют десятки форм. В будущем в компьютер будут вводить только данные о конкретном пациенте, все формы отчетности будут генерироваться автоматически. И врач будет уделять больше внимания пациентам,
– пояснил Ковтонюк.
Пациент взамен через интернет сможет выбирать врача, посмотреть свою медицинскую карту, свои анализы. На частном рынке такая практика уже есть. Внедрение e-health сделает это доступным для каждого на уровне всего государства.
Государство же получит прозрачность и учет: будет видеть, куда идут деньги, какую услугу они оплачиват, кого они лечат.
Мы будем знать сколько каждая копейка создает здоровья. К сожалению, сегодня мы выделяем деньги на больницы, а кто как кого пролечил – неизвестно,
– сказал Ковтонюк.
Но первая задача, поставленная перед системой e-health – создать и обеспечить отношения пациента с семейным врачом.
Как будет работать e-health
Есть специальный сайт проектного офиса e-health, на базе которого в будущем будет действовать система. Пока там размещена тестовая версия этой системы. Главная задача – соответствующую базу создать. А для этого нужна инициатива и воля всех участников – медицинских учреждений, врачей и пациентов, которые, собственно, и будут зарегистрированы в e-Health.
Так выглядит стартовая страница системы электронного здоровья
Разработчики предполагают, что к проекту будет привлечен также ряд информационных систем – как врач, так и пациент сможет выбрать любую из этих систем для работы с базовым функционалом портала.
Не строим единую систему здравоохранения, которая покрыла бы всю страну, поскольку конкуренция между разработчиками позволит впоследствии постоянно улучшать уровень сервиса и снижать стоимость этих услуг,
– пояснил менеджер проектного офиса e-Health Юрий Бугай.
Прежде всего – в систему должна быть внесена информация о медицинских учреждениях. Причем, не только о бюджетных или коммунальных. Участником системы может быть и физическое лицо-предприниматель – например, семейный врач, который решил стать ФОПом. Информация, которая будет вноситься в базу: о месте рестрации, месте нахождения, руководителе, лицензировании, номер мобильного и адрес электронной почты, куда передается информация о пароле доступа к аккаунту. После этого происходит создание профиля. Подтверждение – с помощью электронной цифровой подписи медучреждения как юридического лица.
После регистрации медицинского учреждения будут вноситься данные о врачах: имя, контакты, образование, квалификация, специальность. В первую очередь будут регистрироваться именно семейные врачи. Далее по такой же логике в базу будут вноситься и другие медицинские специалисты и будут создаваться их профили.
Форма для электронной регистрации медучреждения
Следующий шаг после внесения данных о медучреждении и врачах – создание декларации (заявления) между врачом и пациентом. При этом врач сможет увидеть в системе только наличие или отсутствие пациента, но не данные о нем. Если же пациент в системе не зарегистрирован – его данные вносятся (идентификация личности при этом будет происходить с помощью мобильного телефона или электронной почты). При этом на первом этапе сама декларация будет подписываться в бумажном виде (поскольку большинство пациентов пока не имеют электронных цифровых подписей), а в систему будут вноситься данные о факте ее подписания.
Будет существовать в системе также раздел статистики, где ответственные лица смогут отслеживать, насколько активно происходит процесс подписания этих деклараций.
Компьютеризация регионов
По словам Павла Ковтонюка, местные власти должны сделать все для того, чтобы в эти реестры врач мог внести фамилию пациента, то есть нужно обеспечить врача ноутбуком или планшетом. По мнению чиновника, это не значительные средства и, по крайней мере, в городах это можно обеспечить.
Когда заработает система?
Запуск системы планируется на 1 июля этого года. Но многое зависит от самих участников. Самое первое, по словам Юрия Бугая, – нужна воля медучреждений в регионах. Они должны понять необходимость системы и активно включиться в ее наполнение. Со стороны разработчиков – работа с представителями информационных систем активно ведется.
Читайте также: Доступные лекарства: как получить препараты в аптеках бесплатно