Закон заработает с 1 января 2018 года. Медицинская реформа предусматривает, что деньги на медицину распределять по другим принципам. Теперь средства пойдут в больницы, где есть поток пациентов. Ранее медучреждение получало фиксированную сумму на содержание, независимо от того, лечатся ли там люди. Переходный период продлится до 2020 года.
Читайте также: Самые проблемные вопросы медицинской реформы: что следует знать и не бояться
Теперь украинцы должны найти семейных врачей и подписать с ними соглашения. Услуги семейного врача станут первым звеном новой системы здравоохранения. На это из государственного бюджета выделят 5% ВВП.
Путь реформы
Команда и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун подала три законопроекта о медицинской реформе – базовый (6327) и те, которые позволят по-новому распределить бюджетные средства (6329) и (6604). Над базовым законом эксперты МОЗ работали два года. Занопроект попал в Верховную Раду 11 апреля этого года.
"Увеличение бюджета вдвое, втрое или в десять раз не исправит критическую ситуацию в медицинской сфере. В Украине много лет наблюдается высокая смертность на уровне с африканскими странами. Люди умирают из-за равнодушной первой помощи и отсутствия диагностирования как профилактики заболеваний. Разделение всех средств между всеми больницами (субвенции), как это было до сих пор, – это советское наследие. В развитых странах финансирование больниц так не происходит. Состояние дел в медицине – хуже некуда", – уверяли в Минздраве.
Читайте также: Какие медицинские услуги будут бесплатными после реформы: список
Нежелание парламентариев рассматривать медицинскую реформу связывали с отсутствием мотивации президента. В коридорах парламента говорили о "договорняке" БПП с "Оппозиционным блоком" и "Возрождением".
В этих фракциях больше всего владельцев фармацевтического бизнеса. Медицинская реформа разрушает их многолетние коррупционные схемы: пациентам продают ненужные препараты, а врачи наживаются на откатах из аптек.
МЗ и лично и.о. министра Ульяна Супрун неоднократно становились объектами информационных атак. Первая попытка похоронить Супрун еще до обнародования реформаторских законов совершил в начале года известный хирург Борис Тодуров. Он обвинил Ульяну Супрун в непрофессионализме и провале закупок медпрепаратов, что со временем оказалось информационным пузырем.
Известный хирург Борис Тодуров пытался похоронить медреформу Супрун
Читайте также: Медицинская реформа: изменения ждут Украину
Первые сдвиги
Переход к реальному рассмотрения законопроектов медицинской реформы связывают с давлением первой леди на своего мужа.
В июне удалось принять в первом чтении базовый закон 6327 из-за активной позиции общественности и западных партнеров.
Однако, после этого состоялась финальная попытка уничтожить реформу. В комитет здравоохранения поступило 886 поправок от нардепов, которые выступали руками заинтересованных фармацевтов.
Кроме нашествия замечаний к закону, такие депутаты игнорировали заседания комитета, где рассматривались их поправки или срывали его собрания.
Заместитель руководителя комитета здравоохранения Оксана Корчинская рассказала, что такое количество поправок было внесено специально для уничтожения медицинской реформы. Эти замечания вносили Олег Мусий (БПП), Татьяна Бахтеева (Опоблок), Ольга Богомолец (БПП), Игорь Шурма (Опоблок) и другие оппоненты реформы.
Читайте также: Как изменится система здравоохранения: объяснение Супрун
13 июля удалось выйти на финишную прямую. Комитет рассмотрел все поправки, часть из них учел. Председатель комитета здравоохранения Ольга Богомолец отказалась подписывать обновленный законопроект медреформы, чтобы он не попал на голосование к депутатам.
Ульяна Супрун обвинила Богомолец в блокировании реформы. "В ответ" на обвинения, председатель комитета потеряла сознание в туалете.
Оксана Корчинская как ее заместитель подписала законопроект в тот же день, однако Рада не успела рассмотреть реформу и пошла на летние каникулы.
Принятие реформы и компромиссы
19 октября сторонникам реформы удалось перехитрить сообщников Богомолец. Убийственные поправки оппоблоковцев не вошли в окончательную версию закона. Двумя голосованиями депутаты вернули в закон принципиальные пункты для баланса реформы.
Мы приняли законопроект, который соответствует решению комитета. Все важные поправки приняты одним пакетом,
– сказал депутат от БПП Сергей Березенко, не скрывая улыбки.
По просьбе многих мажоритарщиков, Березенко внес в реформу замечание, которое предусматривает переходный период в введении нового финансирования с 2020 года.
Читайте также: Какими мифами обросла украинская медицинская реформа
Березенко уверяет, что часть мажоритарщиков боится нововведений. Мол, пока Минздрав разберется, много больниц будут сидеть без средств. Поэтому в течение двух лет медучреждения смогут получать поступления по старым правилам.
"Моя поправка говорит, что Кабмин в 2018-2019 годах может позволить эксперимент: больницы, которые готовы финансироваться по новой модели, могут начать ею пользоваться. Другие, которые еще готовятся – сохранят поддержку местных бюджетов. Если местным бюджетам не хватит средств, то они смогут претендовать на дополнительные средства – субвенции из госбюджета", – объяснил нардеп.
Из-за мощной критики оппонентов медицинской реформы ее авторам пришлось отказаться от идеи сооплаты. Это способ расчета за медицинские услуги, когда пациент частично платит за нее. Супрун утверждала, что деньги пациентов можно привлечь в качестве инвестиций в больницы.
Депутаты приняли медреформу во втором чтении 19 октября (UkraFoto)
Олег Мусий и Ольга Богомолец в комитете саботировали изъятие пунктов, которые убирали сооплату из медреформы. Сторонники реформы утверждают, что бывший министр здравоохранения и глава профильного комитета хотели оставить сооплату, чтобы публично критиковать причастных к Минздраву. Сооплата стала наиболее удачным информационным ходом против реформы, который напугал украинцев.
Читайте также: Сейчас 97% украинцев оплачивают свои медицинские услуги, – Супрун
После принятия закона 6327 первый заместитель министра Здравоохранения Павел Ковтонюк заверил, что переход между моделями финансирования будет постепенным, чтобы все медицинские учреждения могли адаптироваться к изменениям.
Реформа пока не завершена. Депутатам еще нужно проголосовать во втором чтении законопроект 6604 и законопроект о реформе сельской медицины 7117. Дополнительно принять и проконтролировать выполнение ряда подзаконных актов.