Вагина как фактор большой политики

27 сентября 2016, 13:08
Читати новину українською

Правые консерваторы Польши могут потерять поддержку из-за полного запрета абортов.

Проблема абортов время от время актуализируется в европейских обществах. Дискуссия не обошла и Украину, где в 2012 году народный депутат Андрей Шкиль зарегистрировал законопроект о запрете искусственного прерывания беременности. Однако закон Шкиля содержал классическую триаду факторов, освобождающие от ответственности за совершенный аборт: угроза жизни матери, доказанное экспертизой изнасилование и тяжелые генетические пороки плода.

Но в отличие от инициатив украинских политиков, польские чиновники решили подойти к вопросу радикально: запретить все и сразу. 23 сентября польский Сейм в первом чтении принял проект изменений в закон "О планировании семьи", который предусматривает полный запрет абортов в стране. Проект был разработан общественной инициативой "Стоп абортам" при участии ультракатолического фонда "Ordo Iuris". Авторы ссылаются на вероучения католической церкви, которая считает человеческую жизнь священныой от момента зачатия до натуральной смерти, и стремятся изменить так называемый абортивный компромисс, действующий в Польше с 1993 года.

Поляки сравнивают замысел власти с действиями гитлеровцев / Фото femunity

Люди в черном рассчитывают на людей в белом

Отныне удаления эмбрионов с генетическими нарушениями будет трактоваться как возвращение к евгенике и селекции человека в худших традициях нацистской Германии; ситуация с изнасилованием будет решаться не в пользу жертвы преступления, а в пользу зачатого плода, потому что он, мол, не несет ответственность за грехи своего отца. Непонятно, правда, как быть со случаями, когда, выбирая между жизнью матери и жизнью еще нерожденного ребенка, выбор будет сделан в пользу последнего. Но со временем польская католическая церковь обязательного найдет и этому должное обоснование. Еще при президентстве Бронислава Коморовского польские епископы выступали против закона, который регулировал экстракорпоральное оплодотворение, указывая на то, что ребенок, что появился на свет с помощью ЭКО, не будет иметь достоинства.

Какой бы консервативно-традиционалистской и "вооцерковленной" страной не была Польша, а голосование Сейма от 23 сентября подорвало и ее. В эти выходные соседняя Польша манифестировала. Людей на улице вывел KOD – Комитет защиты демократии. "Приглашаем на совместный марш всех, кто верит в наши ценности – свободу, равенство и демократию", – призвали организаторы мероприятия. Это был "протест против наглости" правящей в Польше партии "Право и справедливость", протест тех, кто "хочет жить в стране, где считаются с мнением всех, а не только тех, кто победил на выборах". Всего в демонстрации приняли участие 25-30 тысяч человек, передает варшавское телевидения.

Чего хотели протестующие? Особенность акции была в том, что она собрала людей с различными требованиями. Лейтмотив – неодобрение решений Конституционного трибунала Польши, который, по мнению Евросоюза, нарушает отдельные политические и правовые принципы его существования. (На вече речь шла о том, что нынешнее правительство слишком консервативное, что только усугубляет и осложняет отношения Польши и ЕС). Протестовали также представители медицинских профсоюзов, которые требовали повышения заработной платы и несли траурный венок – мол, эта отрасль в стране умирает. Третье направление – отрицательное отношение к провозглашенной реформе школы. И, наконец, четвертый момент – полный запрет абортов – идея, которая, мягко говоря, не нашла поддержки в социуме, сообщает американское агентство ABCnews.

Польские медики протестуют креативно

Одна из активисток KOD, Людвика Вуец (Ludwika Wujec) отметила, что "сегодня снова приходится становиться на защиту гражданских свобод, прав человека и Конституции".

Помните – демократия не может быть сведена только к механическому большинству сейма. Потому что если мы в таком примитивном ключе понимаем демократию, то тогда изменение закона о Конституционном трибунале, поспешное внесение изменений в системе образования, выброшенный в мусор проект "Спасем женщин" (по либерализации отношения к абортам), является лишь прикрытием для дальнейшего авторитарного правления, – сказала она.

Об этом говорится в репортаже еще одного польского телеканала.

Те из участников протеста, которые больше занимались именно проблемой запретом абортов, вышли на митинг в черном. Хэштег #CzarnyProtest давно "прописался" в польском сегменте Фейсбуке, где кампания в защиту прав женщин имеет свою страницу.

Абортивная статистика: польский аспект

В течение последних лет в Польше проводится меньше тысячи "разрешенных" абортов в год. Женские правозащитные организации взамен подчеркивают, что многие врачи выполняет процедуру прерывания беременности подпольно, чем подвергают опасности жизнь и здоровье пациенток. Таких неофициальных "скробанок" может происходить до 40 тысяч. Женщины, которые менее ограничены в финансах, предпочитают выезд в Германию, Словакию или даже Украину – там аборты не требуют специального направления врача и полностью легальны.

Католическая церковь в Польше неоднократно отмечала, что выступает за полный запрет абортов, и призвала депутатов, если они являются католиками, голосовать в соответствии с ее инструкциями. Когда несколько лет назад в Сейме решалась судьба проекта дофинансирование искусственного оплодотворения, Церковь угрожала политикам, которые скажут "да", отлучением.

А между тем, по данным опроса Польского центра исследований общественного мнения (CBOS), проведенного в апреле этого года, большинство поляков выступает за сохранение нынешнего абортивного компромисса. Так, 84% считают аборт допустимым, если беременность угрожает жизни матери, 76% – ее здоровью, 74% – если это результат изнасилования, 61% – если плод имеет неизлечимые генетические изъяны. В то же время, 81% не считает достаточной причиной для прерывания беременности плохой имущественное положение женщины, а 78% ее нежелание иметь детей, пишет издание "Nasz Wybir".

А сайт "Krakow Post", пообщавшись с участниками воскресной демонстрации, приводит мнения митингующих по поводу абортов. Гражина, 79-летняя профессор Ягеллонского университета отметила следующее: "Этот новый закон не является демократическим, и он не защищает права женщин" (...). 20-летняя студентка Сьюзен сказала, что принятие закона может повлиять на ее решение о том, оставаться ли в Польше после завершения обучения или эмигрировать в Западную Европу. А ее друг Карел убежден, что "женщины должны иметь выбор, особенно в случае изнасилования".

"Мое тело, мой выбор" / Фото gottstat.com

Церковь vs государство

Католическая церковь всегда играла и по-прежнему играет колоссальную роль в жизни польского общества. Эта роль была прогрессивной в пору крушения коммунистической системы в Польше. Иоанн Павел II, поляк на папском престоле, сыграл огромную роль в движении от авторитарного режима в сторону демократических свобод. Сегодня же церковь в Польше, возможно, стала тормозом на пути к общеевропейским демократическим ценностям. Вероятно, это спорная мысль, однако ситуация выглядит именно такой. Как правильно ее "разрулить" – решать, в конечном итоге, самым полякам.

Законопроект о полном запрете абортов прошел только первое чтение, однако неутешительной признаком является то, что его поддержали не только правые консерваторы из "Права и справедливости», но и представители политических сил, которые позиционируют себя как либералы, в частности, речь идет о членах "Гражданской платформы ". Как отмечает "Nasz Wybir", "такое интимный вопрос, как прерывание беременности, в котором люди хотят сами принимать решение, оказалось более действенным фактором мобилизации оппозиционного "Праву и справедливости" электората, чем дело с Конституционным судом или Венецианской комиссией".

Сейчас есть два сценария. Или проект, который полностью запрещает прерывание беременности, на годы увязнет в сеймовых комиссиях, что сыграет на руку правящей партии "Право и справедливость". Так она и сделает шаг в сторону ультраконсервативного электората, но и не отпугнет своих более либеральных сторонников. Или проект все-таки попадет снова в пленарный зал, и тогда все будет зависеть от того, какие фракции введут партийную дисциплину при голосовании. Во время первого чтения проекта партийные лидеры заявили, что позволяют депутатам голосовать по собственной совести, – пишет издание.

Дисциплина дисциплиной, но, если польские парламентарии захотят сослаться на европейский опыт, мы можем им несколько помочь. Дело в том, что основным камнем преткновения при решении вопроса о приемлемости (или нет) абортов является момент идентификации человеческого эмбриона. Если отцы церкви ставят знак равенства между ним и полноценным человеком, то ряд ученых это отрицает. Что же касается юристов, то они говорят об этой коллизии так.

Европейскому Суду по правам человека уже приходилось отвечать на вопрос, защищает ли статья 2 Конвенции жизнь нерожденного ребенка. И хотя Европейская конвенция по правам человека не регламентирует момент возникновения права на жизнь (так же как и момент начала правовой охраны жизни), позиция Суда более определенная и сводится к тому, что началом жизни (и соответственно моментом возникновения правосубъектности) Суд считает именно момент физического рождения человека, а не его зачатия.

В активе ЕСПЧ существует прецедент под названием "Брюггеман и Шойтен против Германии". Исследуя это дело, Европейская комиссия по правам человека установила, что запрет аборта стал бы нарушением ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, будучи вмешательством в частную жизнь женщины. Вместе с тем, Комиссия отметила, что она не считает обязательным решать, следует ли рассматривать нерожденного ребенка как "живого" в понимании статьи 2 Конвенции.

Были и другие подобные дела. Например, "Патон против Соединенного Королевства". В постановлении ЕСПЧ, касающегося данного дела, сказано следующее: "Жизнь эмбриона неразрывно связана с жизнью беременной женщины и не может рассматриваться в отрыве от нее. Если бы статья 2 Конвенции имела отношение к праву эмбриона и его защиты, статья бы рассматривалась как абсолютное право зародыша на жизнь, и аборт был бы запрещен, даже если бы он был необходим по медицинским показаниям для защиты здоровья и жизни беременной женщины. Это означало бы, что еще не рожденная жизнь эмбриона имеет высшую ценность, чем жизнь беременной женщины. Право на жизнь человека уже рожденного подвергалось бы ограничениям, не предусмотренным статьей 2 Конвенции".

Собственно, к сказанному добавить больше нечего. Мы с интересом будем следить за тем, чем закончится абортивная эпопея в Польше, помня о том, что у нас свой путь, и хотя мы и стараемся следовать за европейцами, но все же идем собственной дорогой.

Читайте также: Неудачно "заКАДРил": как Гройсман Украину с Польшей ругает

Чи варто заборонити аборти в Україні?
  • Так, бо це і гріх, і злочин Так, бо це і гріх, і злочин
  • Ні, хай жінка сама вирішує Ні, хай жінка сама вирішує
  • Мені байдуже Мені байдуже
  • Ваш варіант Ваш варіант