Спасение существующего бизнеса и открытие нового в условиях коронакризиса: приговор или вызов
Лишь половина предпринимателей сможет продержаться и выжить во время пандемии. Такие неутешительные прогнозы в апреле сделала Союз украинских предпринимателей. Все сферы уже неоднократно обдумывали и представляли наиболее неутешительные для себя сценарии. Однако оптимистичных коронавирус не испугал.
Проект создан при поддержке МХП.
Чтобы подпрыгнуть, нужно присесть. Для многих этим моментом приседания стал стресс. А идеи и решения, которые пришли во время стресса – это прыжок.
Выход в онлайн, перепрофилирование, уменьшение работников и новые идеи стали спасательным кругом. Какой бизнес получил шанс на жизнь во времена коронакризиса и как компании пытаются удержаться на плаву – рассказываем далее.
Наша личная жизнь перешла в режим онлайн. Мы работаем дистанционно, тренируемся дома по видеопрограммам, заказываем продукты и еду с доставкой, путешествия и просмотры фильмов тоже происходят в пределах четырех стен, но все-таки в онлайн.
Неудивительно, что выигрывают сейчас IT-технологии, ведь они помогают нам жить в этой онлайн-среде. По прогнозам, уже в ближайшее время 1 млрд новых пользователей придут в онлайн-сервисы.
А, следовательно, лучший путь спасти бизнес – перейти в онлайн.
В ближайшем будущем мы с вами, сидя дома, сможем, а то и уже можем, бывать в любой точке мира; получать онлайн-образование; тренироваться дома в лучших спортсменов и кибер-игроков; совершать покупки и примерить на своего собственного цифрового двойника одежду, обувь и т.д.; смотреть театральные постановки, концерты, посещать музеи. К слову, последний пункт может существенно повлиять на развитие VR-индустрии, ведь все, что нельзя посетить физически, может вызвать желание посетить виртуально.
Если говорить о технологиях, то пандемия также может повлиять на производителей смартфонов. Вполне вероятно, что они добавят термометры тела в свои девайсы. Это будет означать новый тренд развития healthcare-приложений и стартапов в будущем.
Самые актуальные сферы бизнеса в условиях карантина
• доставка продуктов питания с обязательным уровнем безопасности (бесконтактная доставка);
• онлайн-ритейл непродовольственных товаров;
• онлайн-образование;
• антикризисные корпоративные услуги (все, что увеличивает эффективность и снижает расходы);
• сервисы онлайн-трансляций, организация удаленной работы;
• онлайн кинотеатры, развлечения;
• юридические услуги (в первую очередь, по работе в рамках форс-мажора, списание долговых обязательств, взаимодействие с государственными органами и т.д.);
• медицинские товары, связанные с темой пандемии, профилактические препараты, аптеки;
• алкогольные компании;
• сервисы на дому с соблюдением безопасности;
• дезинфекция и обеззараживание транспорта и помещений.
Кейсы украинского бизнеса, который продолжает работать во время пандемии
Сфера туризма попала в число тех, на кого пандемия повлияла наиболее негативно. Окончательно подсчитать потери трудно, но данные, которые есть, не радуют ни туроператоров, ни перевозчиков, ни гостиничный бизнес. Да и разочарованных туристов, которые уже спланировали свою поездку и оплатили ее заранее, тоже хватает.
Большинство туроператоров взяли паузу на неизвестный срок. Но некоторые туроператоры быстро сориентировались и решили "перестраховаться" в самом широком смысле этого слова. Например, туроператор "Аккорд-тур" еще до закрытия границ предложил туристам дополнительное страхование на случай диагностирования у них COVID-19. К слову, частично вырастет страховая индустрия, ведь на производство товаров первой необходимости нужно определенное число работников, а также полицейские, врачи и т.д. Конечно, не все, но достаточное количество людей будет страховаться на случай заражения болезнью.
Говоря о путешествиях, стоит сказать, что есть большой шанс развития внутреннего туризма.
"Будет популярной Одесса, Херсон, то есть Арабатская стрелка и Скадовск, Бердянск, Коблево, а также Закарпатье или Яремче. Украинский бизнес к этому готов. Главный вопрос, будут ли средства у граждан, чтобы путешествовать", – отмечает руководитель Центра развития туризма Владимир Царук .
Однако президент Ассоциации лидеров туристического бизнеса Александр Новиковский считает, что гостиничная база приморских регионов Украины очень слабая, а украинцы как раз чаще всего выбирают пляжный отдых. Поэтому гостиницы и базы отдыха имеют сейчас возможность побороться за туристов, в этом им поможет внутренняя конкуренция. Ведь люди привыкли к сервису за границей, а в поисках отдыха в Украине люди тоже захотят лучших условий, чем они есть сейчас. Потому что, как отмечает Новиковський, иногда отдых в гостиничных комплексах Украины стоит дороже, чем Турция. А сервис далеко не всегда может сравниться.
Председатель Государственного агентства развития туризма Марьяна Олеськив ранее рассказывала, что в скором времени планируется запуск акции "Путешествуй по Украине", в рамках которой туристический бизнес – гостиницы, перевозчики, туроператоры и туристические агентства, предоставят специальные предложения гражданам Украины, которые смогут путешествовать по стране в период ограниченного туристического потока за рубеж.
Перепрофилирование – еще один вариант удержаться на плаву. А еще – помочь другим.
Александр Побережный – предприниматель, член Клуба предпринимателей Буковины, основатель компании, которая занимается пошивом одежды. В условиях карантина его предприятие перепрофилировали, и теперь оно занимается производством масок индивидуальной защиты многократного использования. За один день сотрудники компании шьют около двух тысяч масок. Александр рассказывает, что в 2008 году, когда была эпидемия свиного гриппа, предприятие также перепрофилировали и занималось оно пошивом многоразовых масок.
"Оборудование мы используем то же, что и при обычной работе. Материалы также те, которые необходимы для пошива нижнего белья нашего производства. Это стопроцентный сертифицированный хлопок. За день мы можем изготовить до двух тысяч масок, потому что это делают работники вручную. Себестоимость такой маски – десять гривен, мы почти за ту же цену и отпускаем их", – рассказал Александр Побережный.
Выход в онлайн и доставка
Юлия и Роман Набожняки открыли Veterano Brownie несколько лет назад. Тогда Роман уволился из рядов Вооруженных сил Украины, провоевав год на Донбассе. Любовь к приготовлению десертов переросла в бизнес. В условиях пандемии ветеранский бизнес выжил и нашел новый формат реализации продукции.
Бариста и нарезальницам заведения тоже предложили перепрофилироваться в курьеров, выполняя и свои классические "докарантинные" обязанности.
"Кухня работает без изменений: мы "выдохнули" первый шок от ограничений и сейчас ежедневно работаем над тем, чтобы заказов было достаточно для полной смены. Через час после объявления карантина мы объявили о бесплатной доставке. С кризисом очень важно бороться наперегонки. Бесплатно – это о заботе. Если "нормальный мир" парализует, мы доставим нашу кофейню в миниатюре к нашим гостям домой", – рассказывают основатели Veterano Brownie.
Они брали в пример работу городских кафе и кофеен европейских стран, где вспышка эпидемии состоялась раньше. Говорят, что выживают, потому что не останавливались ни на день, готовят летнее меню, улучшают сервис доставки и интернет-магазин, который, кстати, появился после введения карантина. Там можно приобрести брауни разных вкусов, наборы для приготовления брауни дома и кофе.
Еще одно доказательство того, что пандемия дает новые возможности и позволяет быстро открыть новое дело – Владислав Савченко. Он запустил онлайн супермаркет с "нуля" за две недели. Его основной бизнес – разработка ПО, сайтов, мобильных приложений и тому подобное. Из-за карантина Владислав понимал, что нужно быстро переориентироваться. Так и появился онлайн-супермаркет Foodex24, торгующий продуктами и товарами первой необходимости. Фишка проекта в доставке товара за полтора часа независимо от погодных условий и загруженности сервиса, а доставка осуществляется не мопедами или велосипедами, а автомобилями. Это гарантирует неограниченный объем и вес заказа. А в планах основателя – уже есть новые идеи для проектов.
Основательницам агентства Public Kitchen Евгении Скибиной и Анастасии Ивченко карантин подарил шанс открыть PUBLIC KITCHEN SKOOL. С началом карантина в девушек освободилось время, и они решили, что нужна новая задача. "Мы планировали создать школу в другом формате, хотели проводить долгие курсы, но запустились в формате онлайн-лекций – о работе с медиа, работе с инфлюенсерами и ивенты. Мы считаем, что в коммуникациях все строится на этих китах", – делится Евгения Скибина .
Вот так давняя идея воплотилась быстрее. Теперь девушки проводят лекции на тему PR и коммуникаций и говорят, что за две недели работы их нового бизнеса не было и дня, чтобы лекции не продавались. Идея школы – развивать комьюнити вокруг и объединять людей, которые занимаются качественными коммуникациями.
"Мне кажется, что сейчас люди понимают: какими бы сложными ни были времена, если ты можешь классно рассказать о том, что делаешь, и оно действительно нужно людям, то на это будет спрос", – рассказывает Анастасия Ивченко.
Проект "Витаминная коробка" тоже появился в разгар коронавируса. Киевлянки Анна Морозова и Наталья Гордейчук 1 апреля запустили сервис доставки наборов свежих овощей и зелени, выращенных украинскими фермерами в южных областях Украины. Кроме этих продуктов, в коробке также фермерское масло, мед и фруктовая пастила.
"Это не сознательная бизнес-идея с целью заработать в карантин, а трагикомедия, которая стартовала в худшие из худших времен. История о том, чтобы, с одной стороны, поддержать маленьких региональных фермеров, а с другой – познакомить потребителей крупных городов с настоящими украинскими качественными продуктами", – рассказывает предпринимательница Морозова.
По ее словам, идея "витаминной коробки" возникла задолго до карантина и пандемии коронавируса, но они стали толчком для старта.
Продукция доставляется прямо с грядки на сортировочный склад в Киев каждые три дня. Оттуда развозится клиентам. Такой проект удобен для клиентов и жизненно важен для производителей.
Стоимость "витаминной коробки" зависит от наполнения и начинается от 560 гривен, а ее состав регулярно обновляется. В конце апреля к овощам добавилась еще мясная продукция.
Все эти примеры, хотя их значительно больше, позволяют нам верить в лучшее и не опускать рук. Карантин не будет длиться вечно, а все возможности, которые подбрасывает нам жизнь, стоит использовать. Хотя бы попробовать точно стоит! Ведь кто-то начинает новое дело от безысходности, кто-то – от наличия свободного времени. А кому-то – просто интересно начать что-то новое и воплотить давние идеи.
Проект создан при поддержке МХП.