Школа и религия: учить ли детей христианству принудительно
Добавить в обязательную школьную программу предметы вроде христианской этики, изучение Библии и т. п отдельные активисты пытаются не впервые. Сейчас инициаторы пошли дальше – предлагают школьникам молиться перед уроками. Ну, и изучать христианскую этику.
Ивано-Франковская областная рада рекомендовала начинать учебную неделю в школах области с молитвы и ввести обязательный урок "Христианской этики в школах". Мол, ничего Украине равняться на Европу, которая отменила этот предмет, потому что таким образом эта самая Европа "теряет национальную идентичность".
Читайте также: Как мотивировать ребенка ходить в школу: советы родителям
Предполагаем, что на самом деле депутаты преследуют благую цель – учить детей человечности, жить по божьим правилам, не нарушать те же заповеди. Но, как часто бывает, обо всех аспектах такой обязательности они не подумали. А благими намерениями сами знаете что и куда вымощено.
Христианская этика или общечеловеческие ценности?
Мы провели небольшой (не репрезентативный, сознаемся) опрос среди родителей и родственников школьников и поинтересовались, как они относятся к идее с молитвами и изучением христианской этики. Елена Бабенко из Обухова, мама 2-, 5 - и 9-классников отметила, что была бы очень против.
Учитывая наше мировоззрение и принципы, которых придерживаются в нашей семье, я верю в пользу науки и технический прогресс, а вовсе не в мифических персонажей. Поэтому не хотела бы, чтобы моим детям этим забивали голову в школе. Меня от темы Библии на уроках украинской литературы в 9-м классе немного передергивает, а про отдельный предмет в программе я вообще молчу,
– объяснила Елена.
Львовянка Лена Стрессова, которая будет отдавать в школу дочь в следующем году, также очень против: "Лучше этикет или еще что-нибудь полезное. А христианская этика – не для школы, я считаю. Каждый в праве в осознанном возрасте выбрать свою религию, и миссия родителей – адекватно их представить, это как урок политологии и агитация за какую-то отдельную партию, например".
Киевлянка Александра Козловец отметила, что обучение почему-то христианскому в школе-противоречит Конституции. А если кто-то хочет учить своих детей своей вере, пусть это делает в соответствующих заведениях.
Школа, вуз, любое учебное заведение – инструменты для познания мира. А если школа "заточена" под то или иное религиозное мировоззрение, то это уже ограничение ребенка в возможности познавать мир. Если будет предмет "религиоведение" как возможность узнать те или иные религии и верования – это окей, но не окей детей заставлять верить в ту или иную религиозную концепцию,
– убеждена Александра.
Этика христианская и обычная
Мама киевской школьницы Людмила Мезенцева спрашивает – почему ребенок должен изучать христианскую этику, не ознакомившись сначала с обычной этикой: "Это как изучать геометрию, не пройдя математику начальной школы. И что это такое вообще — христианская этика?".
Читайте также: Не интеллект: что влияет на успеваемость ребенка
Очевидно, что родители и не-родители-украинцы, немалое количество которых учились в школе в советское время и не имели опыта изучения каких-то христианских предметов, не понимают, чему именно там будут учить. И поэтому воспринимают его как агитацию за отдельную религию или попытки навязать ребенку религиозное мировоззрение, а не научно-критическое мышление.
При этом еще одна киевлянка, Евгения Гищак отметила, что всем, кто против, дала бы почитать книгу греко-католической церкви о браке: "Более толерантной и полезной книги о семейной жизни не видела. Там и о семейных ссорах, и о сексе есть. Христианская этика – это уроки о мудрости. Удивляют люди, которые понятия не имеют, что будет на тех уроках, но уже – против".
Бывшая ученица школы на Львовщине Анна Полищук рассказала: "У меня в школе был такой предмет, но ученики, которые имели другое вероисповедание или взгляды, которые отрицали этот предмет, были освобождены от него. Плохому нас там точно ничему не учили, домашки не давали, контрольные не писали". Впрочем, в таком случае можно констатировать, что у Анны это не был обязательный к изучению предмет.
Видимо, инициаторам обязательного внедрения христианской этики стоило бы подробнее объяснить – чему именно они бы хотели учить детей.
Но вопрос религиозной дискриминации это все равно не решит.
Буллинг за веру
Психолог Ольга Плетка в комментарии 24 канала разъяснила, что вопрос изучения христианской этики в школах имеет социальный и психологический аспекты. И оба – не в пользу этой идеи.
Религиозные различия могут стать причиной буллинга в школе. Фото naurok.com.ua
С точки зрения социологии, у нас многолетнее и многоконфессиональное государство. И в христианстве у нас много конфессий. Даже если в классе нет иудеев или мусульман и т. п, а только дети родителей-христиан, это могут быть и греко-католики, и православные, например. И там разное объяснение религиозных догм. Еще у нас есть родители-агрессивные атеисты, их тоже нельзя исключать из участия в школьных процессах, отметила эксперт.
С психологической точки зрения, ребенок и любой человек заявляет о себе как о представителе какого-то религиозного течения только тогда, когда нужно что-то защитить. Психолог напомнила: у нас в государстве нет навязывания догматов какой-либо религии. У нас европейская привычка – верить внутренне, индивидуально.
Можно ходить в церковь, а можно – молиться дома. И не знать, кто во что верит. Это индивидуальное. А когда мы начинаем транслировать это наружу, где есть разные другие мысли, то человек – становится уязвимым. И это не добавляет ребенку уверенности в себе, а добавляет разногласий в подростковом возрасте. Если мы введем христианскую этику, и она будет доминирующей, то тема буллинга в школах продолжится. Потому что теперь ребенок сможет попасть под буллинг еще и по религиозному признаку. А с социальной точки зрения стоит объединять общество, а не разъединять,
– пояснила психолог.
Читайте также: Рада поддержала законопроект О противодействии буллингу
Ко всему прочему, напомнила Ольга Плетка, – мы живем в 21 веке, когда критически переосмыслено понимание религиозности – теперь оно не отождествляется с духовностью. Религиозность – часть духовности. А духовность – очень широкая, ею часто называют вообще всю жизнь человека.
Поэтому целесообразнее, считает эксперт, в школах вводить историю религии, а не христианскую этику. Чтобы дети понимали – это христианство католическое, это – православное, а это – протестантское, и что есть иудаизм, ислам, буддизм и прочее. Что у них главное, что отличное. Тогда дети всех конфессий будут чувствовать себя спокойно в классе. А насчет этики – лучше ввести не христианскую, а просто – этику, где будет об общечеловеческих ценностях.
И далеко не последний аргумент – изучение этики и религиоведения в общеобразовательных школах не нарушает Конституцию.
Религия и закон
Юрист Андрей Вигиринский в комментарии 24 каналу напомнил: Конституция гарантирует свободу вероисповедания. Как следствие в школе может быть предметом религиоведение – о знании религий мира, чем они отличаются, где географически их исповедуют, сравнение традиций этих народов. То есть, предоставление картины объективной, без приоритетов и уклонов.
Молитва не может на уровне госполитики определяться, как приоритетная, такая, которая является обязательным. Конечно, можно говорить (и это будут делать инициаторы) про статистику приверженцев тех или иных религий в стране, говорить о том, что будут иметь право не молиться те, кто имеет отличные вероисповедания. Тем не менее – это противоречит нормам о том, что государство и религия живут отдельно, ведь принуждение к конкретным культурным традициям через норму права является ущемлением права выбора,
– пояснил юрист.
Кроме тогоа, уточнил Андрей Вигиринский – учителей тоже нельзя заставлять преподавать христианскую этику, они же могут иметь другие вероисповедания: "Есть отдельные заведения, школы религиозные, духовные, там люди учатся в том числе с учетом своих религиозных убеждений. Поэтому если орган местного самоуправления сочтет необходимым создать в рамках образовательной реформы и профинансировать деятельность именно таких заведений, где наряду с общеобязательной программой будут углубленно преподавать религиозные учения, с учетом мнения общины, то это теоретически возможно. Но это не может быть внедрено для всех".
Читайте также: Английский в селах: как иностранцы учат украинских школьников
Религиозные организации могут открывать свои школы. Фото drogobych-orthodox.info
К слову о государстве – в концепции "Новая украинская школа", которая в этом году начала действовать для всех первоклассников, нет обязательных рекомендаций по изучению предмета "христианская этика". В МОН напомнили: в 90-х годах областные советы западных областей Украины рекомендовали школам направлять свободные часы именно на изучение христианской этики. К преподаванию дисциплины привлекали людей с педагогическим и богословским образованиями. Это вызвало некоторые спорные вопросы, потому что учителя не всегда сохраняли светский характер предмета и не отделяли собственную веру от теоретических сведений.
Новые учебные предметы – было бы хорошо
В процессе проведения нашего небольшого опроса относительно обязательности христианской этики в школах, выяснили, что родители были бы не против несколько других общеобразовательных предметов. Например – сексуальное воспитание: "чтобы дети точно знали, что если "с кем попало и без предохранения", то сифилис и смерть, а не "потому что это грех" и "бог накажет". А еще – чтобы детей не пугали сексом, а действительно учили: объясняли физиологию, принцип действия различной контрацепции и учили уважать партнера и "защищать свои границы". В более широком смысле – родители были бы не против, если бы детей учили этике отношений.
Правда, Ольга Плетка отметила, что нельзя перекладывать абсолютно все образование ребенка на школу. Учить религии и духовности – это задача семьи. Как быть с сексуальным воспитанием, об изучении которого тоже много спорят, тоже нет однозначного ответа. Впрочем, это уже тема для другой статьи.
Читайте также: Сексуальное образование в школах: детям рассказывают про пенисы, вагины и гендер