Пищевая безопасность: ЕС поможет уберечь здоровье украинцам
В прошлом году Всемирная организация здравоохранения назвала опасную пищу угрозой мирового масштаба. От плохих продуктов, по подсчетам экспертов, в год страдает по меньшей мере полмиллиарда человек. Какова ситуация в Украине и как на это влияет ЕС? Исследовали ситуацию журналисты сайта "24".
Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, которое может произойти из-за глобализации рынка, в организации призвали власти стран срочно укрепить систему безопасности пищи. В то же время ВОЗ запустила кампанию по продовольственной безопасности – "От фермы до тарелки".
Украина же начала совершенствовать контроль за продуктами в сентябре 2015-го. Именно тогда вступили в силу большинство норм принятого Верховной Радой евроинтеграционного закона о пищевой безопасности. Голосование за такой документ произошло в июле 2014-го и в первую очередь было связано скорее с бизнес-составляющей, ведь без него украинские производители не могли бы выйти на рынки ЕС.
Советник по вопросам пищевого законодательства Международной финансовой корпорации Группы Всемирного банка Екатерина Онул пояснила, что, кроме бизнеса, от такого закона выиграют и рядовые украинцы.
Европейские подходы были взяты за основу нового пищевого законодательства не только по причине необходимости гармонизации украинского законодательства с европейским в соответствии с Соглашением об ассоциации. Первым фактором было то, что именно европейская система безопасности пищевых продуктов признана одной из лучших в мире, а европейский потребитель является наиболее защищенным,
– пояснила эксперт.
Полный контроль
Принцип, который стал основой для кампании ВОЗ "От фермы до тарелки", заложен и в европейском законодательстве о пищевой безопасности. Его база – это система управления безопасности пищевых продуктов на принципах ХАССП (лат. НАССР, – 24). Ее цель – анализ рисков, опасных факторов и контроль за критическими точками. Другими словами, такой подход позволяет прослеживать всю цепь производства и значительно быстрее выявлять опасные продукты. А это в свою очередь обеспечивает возможность внедрить превентивный подход к контролю вместо борьбы с последствиями, от которых уже страдают покупатели.
По новым пищевым законом, производители мясной, молочной пищевой продукции обязаны внедрить ХАССП уже в июле 2017 году. В 2018-м ХАССП должны ввести все производители кондитерских изделий, хлебной и другой продукции, в составе которой отсутствуют необработанные ингредиенты животного происхождения,
– отметила эксперт.
На внедрение нового подхода бизнеса дали немало времени, поскольку в противном случае он бы стал непосильным для него. Однако уже в 2019-м внедрение ХАССП станет обязательным для всех производителей.
Производитель в любое время должен иметь точную информацию относительно того, откуда он получил сырье или пищевой продукт и куда его направили с предприятия,
– добавила Екатерина Онул.
Такую информацию нужно хранить в течение шести месяцев после конечной даты продажи пищевого продукта, нанесенной на маркировке.
За несоблюдение требований производителей будут наказывать. На защиту потребителя в первую очередь станут штрафы. К слову, размер штрафов значительно вырос по сравнению со старыми нормами. Важным моментом является и то, что вину за опасные товары возложат на операторов рынка, а не на органы, которые выдают разрешения.
Упрощения для бизнеса
Кроме безопасности для потребителя, закон существенно упрощает жизнь бизнесу. Ведь, по словам эксперта, во время разработки законодательства во внимание брали не только потребность максимально защитить потребителей, но также и необходимость избежания лишней нагрузки на пищевой бизнес.
Чего стоит лишь тот факт, что вместо Ветеринарной, Фитосанитарной, Санэпидем служб и Инспекции по защите прав потребителей действует лишь один орган – Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов. А это для предприятий означает одно – меньше мороки с бумажной волокитой, меньше коррупционных рисков.
Важным моментом является и то, что при проверках в первую очередь будут акцентировать на проблемных предприятиях, а производителей в отношении которых не будет жалоб, будут проверять реже.
Также упростили и процедуру получения эксплуатационного разрешения. Более того, оно нужно только тем предприятиям, которые работают с продуктами животного происхождения. Для остальных, в том числе и заведений общественного питания, достаточно лишь прохождения простой процедуры регистрации.
Кроме того, новые гигиенические требования теперь являются одинаковыми для всех производителей. Они стали более общими и ориентированными на результат. Основным их принципом является обеспечение возможности соблюдения надлежащего уровня гигиенических требований к пищевым продуктам описанных в законе.
Это прекрасная альтернатива множеству санитарно-ветеринарных правил, которые действовали до недавнего времени. Многие из этих правил Украина позаимствовала еще с Советского Союза. Они, к примеру, регулировали цвет стен, в который должны быть окрашены помещения, где готовят продукт, да и то размыто.
Несмотря на то, по словам эксперта, за почти год работы закона у предпринимателей возник ряд вопросов, которые требуют пояснений отдельных его положений и разработки дополнительных правовых инструментов для полноценного внедрения новых правил в жизнь.
Соответственно, отсутствие указанного окажет негативное влияние на реализацию европейских принципов и подходов к безопасности пищевых продуктов, воплощенных в нормы закона,
– подчеркнула эксперт.
Подводные камни
По словам Онул, новый пищевой закон позволил отойти от ряда обременительных и необоснованных регуляторных процедур. Однако, несмотря на упрощение жизни для предпринимателей, ряд государственных органов потерял привычные для себя рычаги воздействия и сейчас пытается свести на нет новую систему.
Сейчас возникают инициативы, которые имеют целью создать новые непонятные процедуры, которые нужно будет проходить предпринимателям, которые хотят включить в новйы пищевой закон путем внесения поправок,
– отметила эксперт.
Она подчеркнула, что за этим процессом необходимо внимательно наблюдать, поскольку, если допустить внесения необоснованных изменений в новый базовый пищевой закон, он, вместо того, чтобы стать пищевой конституцией, станет непонятной бумажкой, в которую вносят изменения, когда заблагорассудится. И именно это не позволит создать действительно эффективную национальную систему безопасности пищевых продуктов.
Еще одним объектом для манипуляций с новым законом, в руках его противников, является утверждение о том, что система ХАССП является непосильным для украинского бизнеса. И, как разъяснила эксперт, такие вымыслы являются ошибочными. Ведь, во-первых, бизнес имеет переходные сроки, то есть время для внедрения инноваций, а, во-вторых, производителям предоставили возможность внедрения ХАССП по упрощенным подходом.
Кроме того, практика применения ХАССП в мире доказала, что система также является спасательным жилетом для бизнеса. Так ХАССП помогает структурировать все производственные процессы, и доказать свою невиновность в случае проблем на рынке,
– добавила Екатерина Онул.
Очевидно, что безопасность продуктов – это еще один элемент, за который нам придется побороться со старой закостенелой системой, которая никак не хочет отпускать из рук власть и пытается ставить палки в колеса реформам.
А первые плоды от нового закона уже есть, считает эксперт. Именно благодаря новым подходам зеленый свет в ЕС получила некоторая украинская молочка.
Соответственно, на предприятиях, которые их производят, установлены европейские стандарты управления безопасностью пищевых продуктов. Эти предприятия, прежде всего, поставляют свою продукцию на украинский рынок. Соответственно, потребитель таких продуктов имеет больше гарантий, что продукт, который он купит, будет безопасным и качественным,
– отметила эксперт.