К такому выводу пришла международная группа психологов, сообщает Naked Science со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале​ Scientific Reports.

По словам экспертов, многие авторы предыдущих исследований медитации могут неосознанно искажать результаты экспериментов.

Читайте также: 10 асан, которые под силу выполнить даже начинающим

Так, с 2010 года появилось немало исследований о медитации, в частности, большая часть работ посвящена влиянию практики на человека, который медитирует.

Исследователи изучили 22 контролируемых испытания, в которых авторы сравнивали людей, которые регулярно медитируют, с контрольной группой, которая не практикует медитацию. В исследовании использовались практики, созданные на основе различных буддистских техник, в частности медитация осознанности (mindfulness meditation) и медитация "любящей доброты" (lovingkindness meditation).

Специалисты выделили пять характеристик социального поведения, описанных в работах: сочувствие, эмпатию, агрессию, склонность к предубеждению и социальную вовлеченность (количество и качество социальных связей).

По словам исследователей, медитация увеличивала склонность к эмпатии и состраданию, но не влияла на агрессию и предубеждение.

Впоследствии психологи выяснили, что в исследованиях способности к сочувствию закономерность: медитация лучше помогала развить эти чувства, если курс техники медитации участникам преподавал один из авторов работы. В то же время неизвестно, есть ли такой же эффект в работах по эмпатии, поскольку во многих из них не указано, кто был преподавателем.

Исследователи считают, что авторы-преподаватели могли, не осознавая, искажать результаты экспериментов.

Психологи не отрицают положительного эффекта медитации, однако отмечают, что в исследованиях этой проблемы нужны более строгие критерии.