Количество врачей и медицинских сестер в Украине больше, по сравнению со странами ЕС.

Эти факты легко вводят в заблуждение, что якобы медицинская помощь в Украине действительно сейчас приближена к пациенту. Но в них скрыта огромный недостаток – очень низкое качество медицинских услуг. Именно качество медицинских услуг сегодня отдаляет от пациента медицинскую помощь. Именно за качеством медицинских услуг люди вынуждены ездить в другие города, областные центры, столицу, хотя в их городе под боком есть много больниц. А ТАК не должно быть.

А как у соседей?

Как выглядит большинство медицинских учреждений в Украине, сегодня все мы прекрасно знаем. Это – маломощные и малозагруженные больницы, которые имеют изношенные основные фонды и устаревшее техническое оснащение. Для сравнения, главные требования к больнице вторичного уровня в Германии, Финляндии и Великобритании – это: охват населения не менее 100 тысяч человек, не меньше 4 тысяч оперативных вмешательств и не менее 400 родов в год, станции скорой помощи должны быть расположены таким образом, чтобы путь до пациента не превышал 10-15 минут, а работа больницы должна быть 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

В Украине же есть много больниц, где эти показатели меньше вдвое. Государство "сжигает" большие средства, удерживая площади, рассчитанные по нормативам 70-х годов прошлого века. Например, в городе Славутич больницу еще во времена СССР спланировали для 100 тыс. населения, хотя реально в городе проживает 25 тыс. людей. Там до сих пор есть большое родильное отделение, где один врач принимает роды один раз в 10 дней. Но на средства налогоплательщиков мы содержим и отапливаем все 6 больших корпусов этой больницы.

Пенсионеры в родильном отделении

В основу новой философии построения области здравоохранения положены рыночные механизмы. Так появилось крылатое выражение о том, что "деньги будут ходить за пациентом", а государство будет оплачивать только конкретную услугу.

"Когда я посещаю больницы в регионах, то очень редко там вижу пациентов. Стоят пустые отделения. То есть, если мы начнем платить за услугу, эти отделения просто не смогут существовать, их никто не сможет содержать. Поэтому для того, чтобы внедрение страховой модели на вторичке ни для кого не стало шоком, мы хотим их подготовить. Наша цель – упорядочить сеть, чтобы у пациента был гарантированный доступ – физический и временной – к качественной услуги", – отметил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.

Теперь не Минздрав, а ОТГ самостоятельно определяют, какие медучреждения нужно усилить, а какие перепрофилировать в зависимости от потребностей общины. Местные общины решают, содержать ли большое родильное отделение там, где большинство населения – пенсионеры, которые нуждаются в реабилитации после инфарктов или инсультов или в социальном уходе.

Кто за старшего или все решают местные общины

Процесс формирования округов имеет свою этапность и временные рамки. Первое задание – сформировать сами округа, то есть их географические границы. Второе – собраться общинам в пределах округа, создать Госпитальную раду и начать планировать, проведя анализ того, что есть.

Минздрав решал, какой должна в будущем быть нагрузка на больницы, чтобы их услуги соответствовали современному уровню. И теперь от общин, которые являются владельцами медицинской инфраструктуры, зависит как постепенно выйти на эти национальные стандарты.

Критерии формирования округа являются чисто техническими: округ должен иметь такие границы и такой набор заведений, чтобы в перспективе на его основе можно было создать эффективную и современную медицинскую сеть замкнутого цикла, а именно:

– наличие по крайней мере одной больницы интенсивного лечения (первого или второго уровня);

– в случае наличия больницы второго уровня – охват территории с населением минимум 200 тыс. лиц, а в случае наличия только больницы первого (базового) уровня – 120 тыс. лиц;

– возможность доезда до больницы интенсивного лечения с любой точки округа за 60 мин.

Поток пациентов

После формирования географических границ округов начинается постепенный процесс их развития в сотрудничестве с местными властями. В 2017 году местным советам каждого округа (районным, городским, ОТГ) предложено создать совместную площадку для координации решений и разработки общей позиции в отношении будущего округа – Госпитальный совет. В него войдут представители каждого города областного значения, района и ОТГ госпитального округа пропорционально численности их населения.

Рады госпитального округа должны разработать многолетний план развития округа, в т.ч. выбрать перечень перспективных учреждений вторичной помощи, которые будет решено развить до уровня Рамочных требований Минздрава. Выбор перспективных больниц осуществляется на основе маршрутов пациентов в пределах округа, демографических показателей, что позволит определить ожидаемую нагрузку на каждый из заведений в будущем. Другими словами, будут выбраны те заведения, в которые имеет смысл перенаправить поток пациентов с точки зрения медицинской эффективности.

Лидеры и аутсайдеры процесса

На сегодня в Украине создание госпитальных округов происходит с разной динамикой. Те области, которые уже сформировали их, перешли к следующему этапу – избрание госпитальных советов и подготовке планов развития округов.

На сегодня Правительство утвердило пределы 13 округов: Днепропетровская (5 округов), Житомирская (4 округа), Запорожская (5 округов), Киевская (4 округа), Луганская (3 округа), Полтавская (4 округа), Ровенская (3 округа), Тернопольская (4 округа), Херсонская (4 округа), Хмельницкая (3 округа), Черниговская (4 округа), Черновицкая (3 округа) и г. Киев (1 округ). Еще три области – Ивано-Франковская, Черкасская, Кировоградская – проходят согласование в центральных органах исполнительной власти.

А вот в остальных регионах этот процесс утонул в политических дебатах. Показательно, что там, где возникают скандалы и люди вроде сами выходят на митинги против создания госпитальных округов, очень заметна рука политиков, которые создают социальное напряжение для повышения собственных рейтингов. Есть и регионы, которые пытаются доказать свою "уникальность", настаивая, что там должно быть минимум 10 округов. И никакие аргументы о том, что больница, где принимают 120 родов в год, а врач видит пациента несколько раз в месяц просто опасны для жизни, – им не указ.

Кроме того, после внедрения страховой модели медицины и перехода на оплату за медицинскую услугу и пролеченный случай, эти заведения не смогут набрать достаточно пациентов, чтобы содержать себя и платить достойную зарплату врачам.

Следовательно, создавать госпитальные округа должны специалисты в области здравоохранения, а не депутаты разных калибров, которые на свое усмотрение советуют, какую больницу оставлять, а какую нет.

Что ожидает лидеров и аутсайдеров процесса?

Первые получат инвестиции в дороги и инфраструктуру. Кстати, 22 госпитальных округа в 9 областях Украины уже подали заявки на ремонт 3600 км дорог, которые определены ключевыми для доезда до больниц. Сейчас данные уже в Минфине и "Укравтодоре" на согласовании. 16 регионов, которые успеют разработать перспективные планы и попасть в бюджетный процесс, смогут двигаться вперед и уже в следующем году запустят процесс перехода первички и вторички на оплату за медицинскую услугу.

Аутсайдеров процесса ожидает нынешнее состояние финансирования и дальнейшая стагнация. Жаль только, что заложниками последних останутся простые люди.